Как бы это не было неловко признавать, но да, я люблю саму тему попаденчества в другие миры. И вместе с тем этот жанр отчаянно не додаёт мне то, что я собственно от него хочу. То что мне кажется могло бы стать изюминкой, то чего я всякий раз от него ожидаю.
Ниже я буду рассуждать о явлениях в попаденческом фэнтэзи: которых мне не хватает или которые меня уже достали.
читать дальше1.1) Адаптация сознания. Я более менее понимаю, почему авторы обходят проблему языкового барьера - признаться именно проблема незнания языка не то чтобы кажется сильно интересной - хотя мне кажется её тоже можно было бы необычно и увлекательно решить, и редко когда её касаются хоть как-то. Но я не о ней. В первую очередь мне интересна психологическая адаптация.
Ты обычный человек и вот - ты в другом мире! Все твои шаблоны, мироощущения, представление о жизни трещат по швам. Ты предпринимаешь попытки принять этот странный факт и отрицание происходящего.
Люблю.
Но что я вижу? Этот этап делают либо минимально, либо перепрыгивают его вовсе. Очень показательно тут аниме Re: Zero, первую серию которого я посмотрел вчера. Какая реакция была у ояша Субару, внезапно и без всякого объяснения попавшего в фэнтэзи мир? Да никакая. То есть, он конечно, начал сравнивать себя с героями-попаденцами из аниме/манги/ренобэ, и удивляться, что ой, как-то всё идёт не так как в его ожиданиях. (Кстати, к этому пункту мы ещё вернёмся). Но внутреннее противоречие близко к нулю - он запросто принимает факт, что он оказался в фэнтэзи мире и это его не слишком заботит. Кто-то может сказать что эта может быть фишкой этого конкретного героя. Он же хикикимори, он потерял связь с реальностью. Но похожая ситуация почти мгновенного принятия наблюдается и в KonoSuba, и в Overlord. И если в Коносубе главный герой тоже хиккимори, носящий спортивные треники, то в Оверлорде главный герой бывший офисный планктон. Делает ли это его более привязанным к реальности? Да как-то нет. И это даже если принять указанную лорную особенность, что нежить не эмоциональна, отчего все эмоции притупляются и тушатся его любые эмоциональные всплески - сознательного противоречия у него не возникает тоже. Попал навсегда в мир игры и попал. Ну и что? Вон, всё лучше чем в офисе горбатиться. (И к этому пункту я тоже хочу ещё вернуться)
Похожая ситуация наблюдается и в попаденческой литературе. Можно сослаться на то, что довольно часто главный герой попадает в самую гущу событий и ему становится не до праздных мыслей, а как бы шкуру свою спасти - но даже оказываясь в относительно мирной обстановке, он не возвращается к проблеме осознания происходящего.
Да, я понимаю, что это "наверное скучно" - но вот есть я, и вот мне этого не хватает.
1.2) Адаптация сознания в другом теле. Отдельный пункт, относящийся к фэнтэзи, где герой попадает в чужое тело.
Вот это прямо жду. Жду, люблю, и готов грызть кактусы.
Потому что подобное событие в любом случае должно перевернуть сознание героя. Человек не так просто воспринимает изменения себя, и видеть незнакомца в собственном отражении - это в любом случае должно вызывать бурю эмоций. И чем больше отличий от своего обычного состояния, чем сложнее палитра эмоций. Внешний вид, возраст, пол... а уж когда заходит речь о том, что герой становится нечеловеческим созданием!
Но... в итоге, и тут я обламываюсь.
Почему гораздо проще найти текст, где все эти изменения нужны, чтобы показать как герой крутеет?
Вот, например, «Радуга Земле» В. Ивановой. Анонс этой книги звучит как-то так.
«По законам жанра если героя заносит в другой мир, то он непременно становится самым сильным, самым умным... Ну да, все может быть. Только в моем случае сработал закон невезения, иначе почему никто не предупредил, что ко всему этому прилагается хвост, когти, чешуя и прочие радости жизни?! Человеком меня назвать теперь очень и очень затруднительно. Надеюсь, хоть в остальном повезет. Только, зная собственную «везучесть», на это рассчитывать не приходится. Мой вам совет на будущее: не лезьте в подозрительные места, это ничем хорошим не заканчивается!»
Главный герой становится местным змеелюдом. Чего значит я ожидал? Ну вот этого, описанного выше. Рефлексии, адаптации и попытки свыкнуться с новым нечеловеческим телом. Вопреки тому, как всё это подаётся в анонсе, герой практически сразу свыкается с своим нечеловеческим обликом. Иногда он как бы вспоминает что он вообще-то был человеком, и иногда, он ведёт себя не как обычный змеелюд – но этому уделяется минимум внимания. Большую часть времени он ведёт себя как очень крутой и открывает в себе всё новые и новые способности. И с каждой линькой прокачивает левел, а с ними и новыми силами. И в туалет ему ходить не надо.
И того – очень типичный Мэри Сью, прямо как для палаты мер и весов. Там вся раса змеелюдов вышла мэрии сьючическая, но главный герой особенный, радужный змеелюд. И собственно на этом и строится весь сюжет. Подождите, я сказал сюжет? Ах-ха-ха.
Так. Я отклоняюсь от темы. Я уже полыхал на тему этой книги и раньше.
Ещё один характерный пример – Оверлорд. Он тоже соблазнил приблизительно тем же. Герой обречён навсегда остаться в теле своего персонажа, а его персонаж ни много, ни мало – лич. Испытывает ли он какие-то сожаления по этому поводу? Нет.
Опять таки дело вкуса. Например, для некоторых у Токийского Гуля занудное начало. Я же наоборот с удовольствием зачитывался как раз первыми главами, где идут проблемы принятия себя как гуля – когда это кончилось, интерес стал подостывать. А потом Канеки стал беловолосым психопатом. Так… это же не попаденческая литература, так? Я уже куда-то свернул, так что к следующему пункту.
2.) Возвращение домой. Большая часть попаданцев попадая в другой мир, понимают, что в прежнем мире их ничего не держит. Это, например, и цикл про Ехо Макс Фрай, и Радуга на земле (ага, там, на земле за него все решения принимали жестокие родители. И интересы контролировали, и вуз выбрали – ах какие нехорошие люди. А теперь за него всё решает старичок-маг, но теперь это совсем другое дело. Этот же мир куда лучше скучной земляшки. (простите, с Радуги на Земле мне до сих пор нужен огнетушитель)) и вон, Оверлорд (как я ещё упоминал в первом пункте) – там тоже жизнь офисного планктона главного героя не интересовала от слова совсем.
Нет, я люблю когда герои хотят назад. Когда им не нравится в новом мире. И да, я люблю когда они возвращаются, в конце всех этих долгих приключений. Кутаются в пледик и вспоминают о своих приключениях, преимущественно с содроганием.
3.) Крутизна попаденца. О, вот этот самый мэрии-сьюшный штамп. Герой попадает в другой мир и оказывается крут. На таких сюжетах невольно рисуется образ несчастного, замученного жизнью автора, который садится и записывает свои фантазии и мечты на бумагу. И герой-крутан непременно жестоко расправляется с ничтожным негодяем, который так подозрительно похож на обидчика автора из средней школы.
Как-то один обзорщик рассуждал на тему того, что реальное попаданчество было бы скучно. Ну попал бы мол, современный человек в рабство и был бы галерным рабом весь остаток жизни. Или сдох в первые дни. Да, не спорю, это похоже на правдоподобный исход, но с другой стороны, зачем крайности? Герой может быть слабым, но иметь интересные злоключения. Он может оставаться лишь песчинкой, носимой бурей, выживая благодаря чуду: например, выжить, потому что показался забавным шутом какому-то из местных аристократов.
К слову, мне нравится как решён момент с способностями и полезностью попаденцев в аниме Видении Эскафлона. Да, главная героиня-попаденка Хитоми имеет уникальные способности, вроде предсказания будущего. Возможно, она таки пересекает черту мэрии-сьюизма, и всё же это не современный человек, который оказывается мастером меча по загадочной и неизвестной никому причине. Её дар, одновременно полезный, но не разрушающий логику мира. Похожим способом решена полезность героев и в аниме «Удивительный мир Эль-Хазард» где каждому из четырёх героев выдана уникальная способность, подобная чеховскому ружью и выстреливающая в нужный момент. (Не то что Радуга на Земле, где способностей у главного героя дофига, но они вообще не стреляют!)
И про наращивание крутизны… на самом деле я не против. Но пусть это будет не внезапно и логично. И пускай герой тоже меняется. Это может быть как прогресс (герой расправляется с психологическими заглюками, ясно обозначенными в начале – например, избавляется от своей нерешительности или убеждения что ему все должны), так и регресс (где герой, обретая силы, начинает терять человечность)
Динамика героя - это круто. Главное что бы не путалось динамика и ООС.
4) Попаденец знаток попаденческого фэнтэзи. С одной стороны это логично. Он же современный герой. Было бы странно, если бы он ничего не знал о фэнтэзи. Но это приводит к тому, что часто, через рупор рассуждений главного героя, автор пытается показать насколько его попаденческая книга нестандартнее обычных. И судя по рассуждению героев, они читали какое-то клишированное днище попаденческой литературы. (при том избегающее клише их собственных историй). Тут на ум идёт и «Очень полезная книга» Ю. Федотовой и, господи, опять «Радуга на Земле». Не избежали подобной участи КоноСуба и Ре:Зеро, но там, это смягчается визуальным юмором и тем что оно довольно забавно даётся как пародия.
5) Скитальцы по мирам. Ещё одно явление. В данном случае навела меня на эту мысль «Очень Полезная книга» Федотовой, но вспомню сходу я и баббловских Миротворцев. Зачем делать разные миры, по которым путешествуют герои, если они похожи друг на друга? Да на Земле разные точки мира больше отличаются, чем разные миры в некоторых многомирных фэнтэзи. Почему не сделать это разными точками одного мира? Смысл, смысл в почти одинаковых мирах?
Я ещё понимаю, когда это.. аушки Земли или основного мира повествования, где схоже всё, даже жители, но отличается какая-то фундаментальная вещь. Например, в одном из них главный герой уже мёртв, и мы видим как его смерть повлияла на мир. Но это именно концепция альтернативной вселенной, а не мира, который как мир до этого, только драконы там красные, вместо республики монархический строй, а так, это всё тот же стимпанк.Вообще я не слишком люблю прыганья по мирам – как правило гораздо приятнее когда хорошо раскрывают один мир, а не кидают поверхностными фактами о кучи разных, которые герои покидают раньше, чем те хоть как-то открылись или зацепили.
Спасибо всем, кто это читал. Это Зельеварвар время от времени налегает на попаденческие фэнтэзи, и среди них всё ещё много кактусов. А кто бы сомневался?
Пару слов о попаде(а)нческой литературе и не только
Как бы это не было неловко признавать, но да, я люблю саму тему попаденчества в другие миры. И вместе с тем этот жанр отчаянно не додаёт мне то, что я собственно от него хочу. То что мне кажется могло бы стать изюминкой, то чего я всякий раз от него ожидаю.
Ниже я буду рассуждать о явлениях в попаденческом фэнтэзи: которых мне не хватает или которые меня уже достали.
читать дальше
Ниже я буду рассуждать о явлениях в попаденческом фэнтэзи: которых мне не хватает или которые меня уже достали.
читать дальше