О литературе и фанфикахСлучайно зашёл на ЖЖ Громыко и натолкнулся на обсуждение фанфиков там. И что-то с этого обсуждения у меня подгорело (сам пост не совсем о том, бог с ним, в основном с комментариев подписчиков).
Ну там типичное: "нет бы самим придумать, на готовенькое идут!11", "никогда не понимал "зачем"!?", самые разнообразные обвинения фикрайтеров в влажных фантазиях и прочих грехах, с горделивыми приписками "я не понимаю, как можно на основе чужого мира писать, когда свои идеи так и прут."
И вот что можно сказать: легко писать картон. Картон, подписанный ярлычками. И тут не так важно, оригинальные ли персонажи это, подписанные ярлычками "положительный, добрый персонаж", "его дружбан - весёлый жбан" или персонажи фанфиков, с ярлычками-именами уже существующих героев какого-то чужого произведения. Если картон всё такой же плоский - то о чём вообще речь?
Тоже самое касается оригинальных-приоригинальных миров, максимально безликих и дефолтных. Новые топонимы и что эльфы назовутся какими-нибудь лисовиками здесь вообще ничего не меняет.
И вот когда подобным картоном пользуются паладины "своё надо придумывать!" немного смешно становится. Подобные миры гибки как пластилин, и ситуации разрешить в них куда проще: автор без зазрений совести может вывести в рамках мира рояли в кустах и ими позатыкать сюжетные дыры.
В чужих мирах такой гибкости не увидишь. Если подходить к делу по уму, надо вникать, изучать. Как и с персонажами.
Эти персонажи не твои, у них уже есть свои характеры, и потому к ним не подойдут привычные паттерны поведения собственных персонажей, их надо прочувствовать. Это сложно. Я из-за этого почти никогда не писал фанфики с чужими персонажами.
В некоторой степени процесс написания фанфика схож с написанием чего-то по реальным событиям. Вот действующие лица, вот мир (вот он, непридуманный, но существующий какой есть, во всём своём многообразии, ничего в него не внесёшь) - изучай, и пытайся вынесенное стыковать как конструктор.
И вот тут тоже: живого человека в книгу не затащишь, как не изучай существующего индивидума, он все равно в рамках произведения сплющится до персонажа. Какие-то черты усугубятся, какие-то пропадут, собственно на то и нужен персонаж как инструмент истории.
С чужими персонажами тоже что-то такое. Считываешь его черты, воссоздаёшь мысленный образ человека, а потом пытаешься уплощить его снова, уже в рамках своего мыслительного процесса.
А когда не выходит - получается чёртов ООС. И вот фанфики с ООСом, если это не было какой-то идейной целью, это зло. Просто больно читать. Но это ПЛОХОЙ фанфик, автор просто не справился.
И вот этим самым ООсом страдают порой и авторы больших франшиз, сценаристы в сериалах где их несколько, авторы побочных произведений - потому что надо вникать. Особенно грустно, когда в рамках одного и того же сериала персонаж постепенно превращается в картон, увешанный ярлычками.
Это я к чему?
Делать по уму сложно.
Сложно делать самобытные действительно оригинальные миры. Всегда есть соблазн пойти проторенным путём, даже не задумываясь, в святой уверенности "зато моё собственное".
Сложно внимательно подступать к уже готовому. Взять Эйфелеву башню - не значит достоверно написать Францию, взять сластолюбца с багетом не значит достоверно передать француза.
И да, если чужой мир и персонажей легко и просто скопировать - возможно там в оригинале было много картона, но это уже проблемы первоисточника.
Короче я это к чему. Написать хорошую книгу - сложно, плохую - легко. С фанфиками тоже самое, и написать хороший фанфик гораздо сложнее чем писанину плохую, но "оригинальную".
Я против категоричных утверждений против всего явления и элитизма на пустом месте.
___
Хотя на вопрос, стоит ли публиковать фанфики, я бы тоже скорее ответил отрицательно. Всё-таки это скорее веб-жанр, и проблемы с авторскими правами - есть проблемы с авторскими правами.
А если в фанфике можно легко поменять названия и будет полностью оригинальное произведение - возможно, это говорит не очень хорошо о его качестве, собственно как фанфика.