Учёба. А ещё скоро будет готов комикс на Комиссию (оправдания отсутствия нормальных рисунков и молчания?), как бы то ни было, между делом продолжаю грызть кактус, именуемый серия книг Disciples.
И вот всё более и более смущает такое явление как поэзия в книгах. На чудное пение поэта в "Дороге к Ангелу" помнится я уже жаловался.
В общем приведу сей момент чудный
Поэзия Дороги к Ангелу Гадалки на костях гадают:
Спасенье ждет нас иль беда,
Пустыня Мортис наступает,
Иль жизни победит вода?..
Тревожные аккорды и необычные слова песни заставили гуляк умолкнуть и горестно, как на поминках, покачать головами. Пронзительный женский хохот оборвался, и в чадившем камине вдруг громко треснуло полено, брызнув искрами на сидевших за тяжелыми дубовым столами завсегдатаев трактира. Кто-то открыл маленькое оконце… На сложенных из дикого камня стенах трактира встрепенулись огни факелов. Менестрель продолжал:
Мир захлебнулся тьмой и кровью,
Повсюду смерть, разбой, пожар…
Но исцеления любовью
Недаром ждет Невендаар…
Песня вырвалась из распахнутого кем-то настежь оконца, впустившего в трапезную струю морозной свежести. Высокий голос менестреля вознесся над Страной Гномов, полетел над маленькими деревнями, облепившимися скалистые ступени гор. Тревожно в своем логове зарычал дракон, скользнула поземка по занесенному снегом заброшенному старому тракту, тянувшемуся от Севендаска до леса Крагриэль.
Недолго ждать осталось знака,
Небес Посланница – звезда
Незваной гостьей зодиака
На землю спустится тогда…
Звуки лютни запутались в золотистых кронах вековечного эльфийского леса, вырвались на волю и через городские ворота незримой птицей впорхнули в столицу Империи – Фергал. Слова песни проникли сквозь решетки темниц в островерхие башни тюремного замка, тронули сердца и души пленников, ожидавших казни за участие в кровавом мятеже, не первом и не последнем в землях бесконечного лета:
От бунтов, войн, усобиц, казней,
Она Империю спасет
И преступлений, и напастей
Круг заповедный разорвет…
Император Мередор, обнимавший в своих покоях прекрасную женщину, вздрогнул от неожиданности, словно что-то кольнуло в сердце. Нахмурился у высокого стрельчатого окна инквизитор Ферре, глядя на пустое ристалище, где обычно совершенствовались в воинском мастерстве рыцари и оруженосцы. Ухнул филин, пролетая над обгоревшими, разрушенными стенами женского монастыря под городом Гильгамом. Откинул полог своего походного шатра капитан Ламберт, впуская первого воина, вызванного с помощью заговоренного ястреба. И снова вернулась песня в душный, наполненный чадом камина горный трактир, чтобы менестрель смог ее завершить:
Мир захлебнулся тьмой и кровью,
Но избавления все нет.
Звезда, ведомая любовью,
Когда мы твой увидим свет?Сейчас читаю чудо под названием "Нет правил для богов". Вообще по этому названию я ожидал пафоса и эпика, по сути дела она являет нам в качестве двух попаденцев. Да, формально они приплыли в Невендаар с другого континента, но а) Что-что, простите? Вроде бы Невендааром мир так зовётся, да и почему на их земле нет ни эльфов, ни гномов, ни магии? И боги не действуют? б) к ним относятся как к попаденцам. Один мошенник-проходимец Грош, другой бард Свидрик. На самом деле всё это дело наверное требует отдельного книжного обзора, пост не о том. И вот, примеры поэзии главного героя.
Пример поэзии из "Нет Правил для богов" 1 и 2Чтобы заглушить отвратительные звуки, я наигрывал на лютне незамысловатую мелодию, пытаясь разрядить обстановку песней:
Ватагой дружной через лес
Бродяги смело шли.
Искали злата и чудес
И к озеру пришли…
– Хорошая песня, – вставил Грош. – Прям про нас с тобой. Только озера здесь никакого нет, да и леса тоже…
Я продолжал:
Один воскликнул: «Знаю я:
Богатства под водой!»
Нырнуть собрался,
Но второй сказал ему: «Постой!
Смотри, как холодна вода,
Темна, не видно дна,
Оставь – там ждет тебя беда,
Погубит глубина!»
А третий пятится назад
В глазах его испуг:
«Друзья, совсем уж я не рад,
Не чую ног и рук…»
– Неправильная какая-то песня, – заметил Грош. – Чего они боятся? Раз уж пришли – так хватай и беги!
А я пел, перебирая струны, уставившись на языки пламени:
Четвертый в страхе говорит:
«Послушайте, друзья!
Ведь то не дерево скрипит,
То духи говорят!»
А пятый спрятаться спешит
Среди дурман-травы.
«Злой демон злато сторожит,
Не снесть нам головы!»
Шестой вдруг бросился в бега,
Лишь крикнул слабо в ночь:
«Зловещи эти берега,
Скорей отсюда прочь!»
– Чего-то мне не по себе, – кашлянув в кулак, сказал Грош. – Когда же закончится эта неприятная история?
И лишь седьмой остался там.
Он в озеро шагнул,
Сундук на берег вынес сам,
Под крышку заглянул…
– Вот это славный конец! – воскликнул Грош. – Хорошая награда за упорство и любознательность… – Он сделал паузу, посмотрел на меня, поднял бровь. – Что… Не конец еще?
Я помотал головой.
Но не нашлось в нем ничего —
Лишь сорная трава.
И мертво смотрит на него
Его же голова…
– Эх, да чтоб тебя разорвало! – вскричал Грош, вскакивая. – Что же это за история такая?! И без того душа в пятках, а ты про мертвые головы тут рассказываешь! Да и как этот парень мог видеть свою же голову?!
– Так в песне поется… – оправдывался я.
– Поется… А повеселее ничего нет?
Четно говоря, я никогда не задумывался, насколько жуткой может оказаться история, если поведать ее в подобающей обстановке. В родных краях песенка про семерых бродяг казалась просто забавной шуткой…
– Да есть вроде и повеселее… – неуверенно сказал я и снова запел:
Опять веселье до утра —
У гномов пир горой.
Вовсю хохочут мастера
Горланят: «Хой-хой-хой!»
Рекою пиво уж течет,
Но крикнул юный гном:
«Нам мало пива, где еще?
Дай бочку мне – вверх дном!»
Смеются все, а наш герой
На стол залез, храбрец.
Бултых – и в пиво с головой,
И песенке конец…
– Да что же это такое! – возмутился Грош. – И это, по-твоему, – веселая песня?!Пример из "Нет правил для богов" 3Что ни говори, а личное присутствие на месте событий действительно вдохновляет. Я бормотал себе под нос, время от времени спотыкаясь от излишней задумчивости:
…Когда в вечерний час за данью прилетает,
Крылами черными он небо заслоняет…
– Если это ты про дракона – то у тебя убедительно получается, – кивал Грош. – Такая громадина, наверное, и солнце проглотить может.
Своим змеиным телом скалы обвивает,
Он смотрит вниз, он жертву выбирает…
– Мрачный ты человек, Свидрик, – заметил Грош. – Хлебом тебя не корми – дай только нагнать страху!
– Записать бы надо, – пробормотал я, хватаясь за сумку, но строки продолжали лезть из меня сами собой:
Взгляд желтых глаз способен сжечь гранит.
Ревниво он сокровище хранит…
– В этом месте прошу поподробнее! – потребовал Грош. – Люблю про сокровища!
Усыпано ущелье путников костями —
Привык питаться он незваными гостями.
Под грудой костяков, их прахом запыленный,
Хранится сотни лет там ларчик потаенный…
– Погоди, – забеспокоился Грош. – А может, правда там этот ларчик лежит? Может, вернемся раскопаем? Дракон-то мертвый, слава Всевышнему…
Я недоуменно уставился на Гроша, улыбнулся:
– Это же всего лишь стихи! Я все это только что придумал.
– Жаль, – сказал Грош задумчиво. – Уж больно смачно придумал. И не «ларец» даже, а именно «ларчик». Аппетитно-то как! А в ларчике-то что было?
Я призадумался. Пожал плечами и продолжил:
Под крышкой золотой, украшенной камнями,
На бархате, увитом жемчуга нитями…
– Хорошо-о! – довольно протянул Грош, потирая руки. – Ну-ка, ну-ка…
Что не купить и не присвоить даром —
Драконье сердце, пышущее жаром…
– Да… – сказал Грош. – Ну, хотя бы ларчик золотой, и жемчуг – он тоже всегда в цене. Но почему бы не положить вовнутрь алмаз с лошадиную голову? Ты же поэт – или тебе фантазии не хватает?
Отнявший этот ларчик у дракона
Получит силу, чтоб дойти до трона.
Враги склонят перед таким колено…
Но заплатить придется кровью цену…
Пример поэзии 4Мы продолжали кутить, перейдя теперь на более благородный и при том еще более крепкий напиток. Я и сам не понял, как оказался сидящим на столе с лютней в руках. Слова сами собой ложились на нехитрый мотивчик, и кабацкие музыканты с охотой подыгрывали на дудках, задавая ритм бубнами. Песня выходила совершенно варварская, придумать такую можно было лишь в изрядном подпитии.
Куда всегда спешим гурьбой?
Ка-бумба-бумби-дон!
Кабак для нас как дом родной!
Ка-бумба-бумби-дон!
Прогонит из дому жена,
Ка-бумба-бумби-дон!
А здесь жена – и не одна!
Ка-бумба-бумби-дон!
Тебя тоска накрыла вдруг,
Ка-бумба-бумби-дон!
Спасет кабак – твой лучший друг!
Ка-бумба-бумби-дон!
А соберешься помирать,
Ка-бумба-бумби-дон!
Тебя здесь будут поминать!
Ка-бумба-бумби-дон!
Песенка возымела успех у завсегдатаев, мне вовсю хлопали, а некоторые даже пускались в пляс.Пример 5 Оттуда жеЯ сам не заметил, как пальцы настроили лютню и стали выводить грустную мелодию, а губы – выговаривать слова, что сами собой складывались в строки.
Вдвоем мы с другом держим путь
Идем к плечу плечо.
Мы делим радости и грусть,
Нам вместе страшно и смешно, прохладно, горячо!
Деремся за троих вдвоем
И пьем за пятерых.
Друг друга из беды спасем
И удираем мы вдвоем, крича за семерых!
Одним путем наш челн плывет,
И вроде не свернуть…
Но кто из нас куда придет
И первым кто из нас двоих закончит этот путь?..
Взор мой затуманился, меня стало клонить ко сну…Пример 6. Этот ещё терпимым кажетсяНо сейчас, прижатый к холодной стене, я не нашел ничего лучше…
Доспехов нет, и нет меча,
Простые лохмотья – мой флаг.
Но ясен взор, и кровь горяча,
Дрожи, трепещи, наш враг!
Зубы остры, крепки кулаки,
Мы бешеных стая собак!
Оскаль клыки – пусть знают враги
Последнюю ярость бродяг!Пример 7Не успел я поразмыслить, как в голове уже сложились слова, и пальцы принялись перебирать струны. Грош, ничуть не теряясь, старательно изображал, что подпевает:
Неслась звезда сквозь небеса,
Сквозь холод, через ночь
И обещала чудеса,
Рассеяв темень прочь.
Она посланница богов,
Ей место в вышине.
Но рокот тысячи рогов
Раздался в тишине.
И полыхнула ночь огнем
И вспышкой голубой.
Так точка на пути своем
Поставлена звездой.
И посреди степи стоит
Красавица-звезда.
И тихо с небом говорит,
Прощаясь навсегда…
Пример 8. Просто 0____О
И поскольку из головы никак не шел последний бой с негодяем Ферре, сама собою сложилась песенка про инквизитора:
В подвалах темных инквизитор трудится затем,
Чтоб стало чище на земле и лучше – но не всем.
И вот решает он, кого позором заклеймить,
Кто будет проклят, а кому вообще не стоит жить!
Но как-то раз пришел донос, и все бы ничего —
Но видит он, что донесли ему же – на него!
Но долг превыше кумовства – донос и есть донос!
На дыбу вздернул он себя и начал свой допрос.
«Признайся, – стонет он, – что ты якшался с Сатаной!»
«Неправда, – стонет он в ответ, – за Бога я горой!»
«Ах, так, проклятый еретик! Сунь руку в кипяток!»
«Не надо, сударь! Все скажу!» – «Вот то-то же, браток!»
«Во всем признаюсь, но скажи – донес кто на меня?»
«Изволь, скажу, секрета нет: доносчик этот – я!..»
Надо сказать, песенка имела успех.
Хохотал Грош, и без того ставший уже поклонником моего скромного таланта. Смеялся и доблестный Стаффорд, считавший себя ценителем всякого рода искусств.
Пример 9
Наступаем на врага,
Ух-ха, ух-ха!
Сталь остра, крепка рука!
Ух-ха, ух-ха!
Все сильны мы, как один,
Ух-ха, ух-ха!
Не дожить нам до седин!
Ух-ха, ух-ха!
Варвары скалились, кивали в такт музыке, которая, надо признать, выходила совершенно дикая. Некоторые воины уже успели изрядно хлебнуть из больших мехов, валявшихся здесь повсюду.
С детства нам неведом страх,
Ух-ха, ух-ха!
Жарим мы врагов в кострах!
Ух-ха, ух-ха!
Мы деремся за одно —
Ух-ха, ух-ха!
Девки, золото, вино!
Ух-ха, ух-ха!
Я даже не знаю 0___о
Из всех примеров, более-менее приличными кажутся только песенки из-под второго ката, там даже рифма шли-пришли глаз особо не режет) Может, из-за того, что градус пафоса близок к нулю)