Зельеварвар - это хуже чем зельевар, это хуже чем варвар!
Рассуждение о фольклоре и деревнях Одна из тех вещей, которых я силюсь и не могу понять - это фольклорные экспедиции.
Я имею в виду, те, что бывают в некоторых вузах и школах - где на недельку-две засылают отроков и студентов на изучение фольклора местностей.
И проблем я вижу у этого дело несколько.
Если брать изучение других стран, то это проблема поверхностного среза. Вот если представить иностранца, впервые побывавшего в России и бывшего там всего в течении одной недели. Что он узнает о России? Да всю эту поверхностную шелуху: матрёшки, шапки ушанки, медведи-балалайки, ну может немного истории, что был такой Пётр Первый, а ещё у нас едят капустный суп и называют его щами.
Думаю с другими странами туристы снимают не менее поверхностный слой.
Если брать деревни России, то тут две других проблемы.
Если деревня хранит в себе только отголоски традиций, то на первый взгляд это обычный населённый пункт. Просто отдыхающие летом люди и дачники. Если уж жить, всплывают и странные поговорки, присказки, какие-то выражение как то, и местные самоназвания. Если взять Ларионово, где я проводил лето, например есть Собачья слобода и Шамаровка. Улицы официально называются по другому, но всё есть Собачья Слобода и Шамаровка, и чёрт его сейчас поймёшь по чему. Деревенские "фамилии" которые образуются вне настоящих фамилий по роду деятельности или характерам. Как-то семья "Зубодёров" из-за профессии зубных врачей, и "Хамихины" за буйный склочный характер ныне уже почивших сестёр, о которых уже ныне пошли две ветки деревенских семей. "Заичий хлеб" - зовут хлеб, взятый с собой охотниками как провизию, но принесённый назад. В детстве, когда я гостил там зайчий хлеб и чай мне казался сказочно вкусный, хотя по сути дела..ну тот же это чай и хлеб, что обычно, разве что чай крепче и слаще. И вот тут в Ларионово, на вид вполне обычный населённый пункт, обычные люди, и лишь живя там я стал сталкиваться с какими-то робкими отголосками - а уж по приезду там, ну точно нет ничего интересного. Думаю, такие деревни, где всегда стоит шум газонокосилок, все видели.
А вот другая проблема - это действительно аутентичные сёла. Ну вот как, легко в наш современный век оставаться аутентичными? Чаще всего это следствие того, что селение натурально варится в своём соку, не приемля чужого, и ничего не отдавая. Таким сёлам типична пассивная агрессия. "Приехали шарлотничать", косые взгляды, и даже на спонсирование магазинов, косятся зло и откровенно враждебно. "Москвичи всё скупили" - слышал я как-то злую реплику на проспонсированный магазин, который в ином случае, так и стоял бы брошенный и ничего там не было. Это и натуральное хозяйство до сих пор. Вообще неуютно там, отмечу, так как был из-за родственников вынужден ездить в одно из таких сёл почти каждое лето (но это не та деревня, что указана абзацем выше). Покупной сок - яд, всё яд, и ничего что с натуральной, но жирной до ужаса еды, я как-то схватил сильнейший срыв желудка за свою жизнь. А ещё самолечение - лечить больное горло полосканием подсолнечным маслом или и вовсе керосином, сорванный желудок - жирным, как я не знаю что, молоком (когда я не мог даже хлеб есть, всё просилось обратно). И такой, почти средневековый менталитет сватовства, кресты на дверях и окнах от сглаза, вера в колдунов и проклятья.
Ну и говор разумеется, хлев - это катух, сенной сарай - омшаник, ретузы - гамаши, ветчина - сало, а буженина - ветчина.
В целом может деревня очень интересна в силу аутентичности, но... как правило такие места само огораживаются от влияния из вне.
И напоследок вспомню своего друга, который участвовал в археологической экспедиции в Калмыкии, где археологов гоняли за то что они "чуму выкапывают".
Я не знаю как если это изучать, то как изучать, но неизменно когда я слышу о фольклорных экспедициях за неделю я немного недоумеваю
Я имею в виду, те, что бывают в некоторых вузах и школах - где на недельку-две засылают отроков и студентов на изучение фольклора местностей.
И проблем я вижу у этого дело несколько.
Если брать изучение других стран, то это проблема поверхностного среза. Вот если представить иностранца, впервые побывавшего в России и бывшего там всего в течении одной недели. Что он узнает о России? Да всю эту поверхностную шелуху: матрёшки, шапки ушанки, медведи-балалайки, ну может немного истории, что был такой Пётр Первый, а ещё у нас едят капустный суп и называют его щами.
Думаю с другими странами туристы снимают не менее поверхностный слой.
Если брать деревни России, то тут две других проблемы.
Если деревня хранит в себе только отголоски традиций, то на первый взгляд это обычный населённый пункт. Просто отдыхающие летом люди и дачники. Если уж жить, всплывают и странные поговорки, присказки, какие-то выражение как то, и местные самоназвания. Если взять Ларионово, где я проводил лето, например есть Собачья слобода и Шамаровка. Улицы официально называются по другому, но всё есть Собачья Слобода и Шамаровка, и чёрт его сейчас поймёшь по чему. Деревенские "фамилии" которые образуются вне настоящих фамилий по роду деятельности или характерам. Как-то семья "Зубодёров" из-за профессии зубных врачей, и "Хамихины" за буйный склочный характер ныне уже почивших сестёр, о которых уже ныне пошли две ветки деревенских семей. "Заичий хлеб" - зовут хлеб, взятый с собой охотниками как провизию, но принесённый назад. В детстве, когда я гостил там зайчий хлеб и чай мне казался сказочно вкусный, хотя по сути дела..ну тот же это чай и хлеб, что обычно, разве что чай крепче и слаще. И вот тут в Ларионово, на вид вполне обычный населённый пункт, обычные люди, и лишь живя там я стал сталкиваться с какими-то робкими отголосками - а уж по приезду там, ну точно нет ничего интересного. Думаю, такие деревни, где всегда стоит шум газонокосилок, все видели.
А вот другая проблема - это действительно аутентичные сёла. Ну вот как, легко в наш современный век оставаться аутентичными? Чаще всего это следствие того, что селение натурально варится в своём соку, не приемля чужого, и ничего не отдавая. Таким сёлам типична пассивная агрессия. "Приехали шарлотничать", косые взгляды, и даже на спонсирование магазинов, косятся зло и откровенно враждебно. "Москвичи всё скупили" - слышал я как-то злую реплику на проспонсированный магазин, который в ином случае, так и стоял бы брошенный и ничего там не было. Это и натуральное хозяйство до сих пор. Вообще неуютно там, отмечу, так как был из-за родственников вынужден ездить в одно из таких сёл почти каждое лето (но это не та деревня, что указана абзацем выше). Покупной сок - яд, всё яд, и ничего что с натуральной, но жирной до ужаса еды, я как-то схватил сильнейший срыв желудка за свою жизнь. А ещё самолечение - лечить больное горло полосканием подсолнечным маслом или и вовсе керосином, сорванный желудок - жирным, как я не знаю что, молоком (когда я не мог даже хлеб есть, всё просилось обратно). И такой, почти средневековый менталитет сватовства, кресты на дверях и окнах от сглаза, вера в колдунов и проклятья.
Ну и говор разумеется, хлев - это катух, сенной сарай - омшаник, ретузы - гамаши, ветчина - сало, а буженина - ветчина.
В целом может деревня очень интересна в силу аутентичности, но... как правило такие места само огораживаются от влияния из вне.
И напоследок вспомню своего друга, который участвовал в археологической экспедиции в Калмыкии, где археологов гоняли за то что они "чуму выкапывают".
Я не знаю как если это изучать, то как изучать, но неизменно когда я слышу о фольклорных экспедициях за неделю я немного недоумеваю
@темы: Жизнь
Приезжающий в фольклорную экспедицию не может рассчитывать на то, что он сразу поймёт всё о жителях этой деревни. НО. У него уже есть разработанная база, возможно, собранная по соседним деревням местности. Никогда не бывает абсолютно уникальных деревень, не вписывпющихся ни в какие традиции.
Затем, на эту самую неделю едет не один человек, а коллектив, к которому относятся и не как к простому гостю, а как к страшному непонятному зверю, который хрен знамо чем занимается, но вроде платит за постой, и норм.
Люди в экспедициях РАЗГОВАРИВАЮТ, и запоминать и анализировать разговор - их профессиональная деятельность. Если поговорку не скажет один - её скажет другой, только возможность бы представилась. Надо только уметь её заметить. Фольклорная экспедиция - это в первую очередь СБОР материала, а не его анализ. Анализ произойдёт потом, а сейчас главное - успеть поговорить с людьми и собрать их устное свидетельство. Затем, спросив у одного человека, можно поискать подтверждения полученной информации у другого.
Фольклористу не надо ничего кроме того, чтобы слушать и наблюдать - очень внимательно - за жизнью. Самая большая проблема - проблкма доверия, потому что чужакам рассказывают только крохи. Но убедить человека своим поведением, что ты можешь входить в круг избранных, что ты не растрепешь кому попало - это тоже умение. И то, что ты учёный в этрм одновременно помогает и мешает, но речь сейчас не о том.
(как ты понимаешь, не очень могу говорить - но мы ещё побеседуем на эту тему =<