Зельеварвар - это хуже чем зельевар, это хуже чем варвар!
О литературе и фанфикахСлучайно зашёл на ЖЖ Громыко и натолкнулся на обсуждение фанфиков там. И что-то с этого обсуждения у меня подгорело (сам пост не совсем о том, бог с ним, в основном с комментариев подписчиков).
Ну там типичное: "нет бы самим придумать, на готовенькое идут!11", "никогда не понимал "зачем"!?", самые разнообразные обвинения фикрайтеров в влажных фантазиях и прочих грехах, с горделивыми приписками "я не понимаю, как можно на основе чужого мира писать, когда свои идеи так и прут."
И вот что можно сказать: легко писать картон. Картон, подписанный ярлычками. И тут не так важно, оригинальные ли персонажи это, подписанные ярлычками "положительный, добрый персонаж", "его дружбан - весёлый жбан" или персонажи фанфиков, с ярлычками-именами уже существующих героев какого-то чужого произведения. Если картон всё такой же плоский - то о чём вообще речь?
Тоже самое касается оригинальных-приоригинальных миров, максимально безликих и дефолтных. Новые топонимы и что эльфы назовутся какими-нибудь лисовиками здесь вообще ничего не меняет.
И вот когда подобным картоном пользуются паладины "своё надо придумывать!" немного смешно становится. Подобные миры гибки как пластилин, и ситуации разрешить в них куда проще: автор без зазрений совести может вывести в рамках мира рояли в кустах и ими позатыкать сюжетные дыры.
В чужих мирах такой гибкости не увидишь. Если подходить к делу по уму, надо вникать, изучать. Как и с персонажами.
Эти персонажи не твои, у них уже есть свои характеры, и потому к ним не подойдут привычные паттерны поведения собственных персонажей, их надо прочувствовать. Это сложно. Я из-за этого почти никогда не писал фанфики с чужими персонажами.
В некоторой степени процесс написания фанфика схож с написанием чего-то по реальным событиям. Вот действующие лица, вот мир (вот он, непридуманный, но существующий какой есть, во всём своём многообразии, ничего в него не внесёшь) - изучай, и пытайся вынесенное стыковать как конструктор.
И вот тут тоже: живого человека в книгу не затащишь, как не изучай существующего индивидума, он все равно в рамках произведения сплющится до персонажа. Какие-то черты усугубятся, какие-то пропадут, собственно на то и нужен персонаж как инструмент истории.
С чужими персонажами тоже что-то такое. Считываешь его черты, воссоздаёшь мысленный образ человека, а потом пытаешься уплощить его снова, уже в рамках своего мыслительного процесса.
А когда не выходит - получается чёртов ООС. И вот фанфики с ООСом, если это не было какой-то идейной целью, это зло. Просто больно читать. Но это ПЛОХОЙ фанфик, автор просто не справился.
И вот этим самым ООсом страдают порой и авторы больших франшиз, сценаристы в сериалах где их несколько, авторы побочных произведений - потому что надо вникать. Особенно грустно, когда в рамках одного и того же сериала персонаж постепенно превращается в картон, увешанный ярлычками.
Это я к чему?
Делать по уму сложно.
Сложно делать самобытные действительно оригинальные миры. Всегда есть соблазн пойти проторенным путём, даже не задумываясь, в святой уверенности "зато моё собственное".
Сложно внимательно подступать к уже готовому. Взять Эйфелеву башню - не значит достоверно написать Францию, взять сластолюбца с багетом не значит достоверно передать француза.
И да, если чужой мир и персонажей легко и просто скопировать - возможно там в оригинале было много картона, но это уже проблемы первоисточника.
Короче я это к чему. Написать хорошую книгу - сложно, плохую - легко. С фанфиками тоже самое, и написать хороший фанфик гораздо сложнее чем писанину плохую, но "оригинальную".
Я против категоричных утверждений против всего явления и элитизма на пустом месте.
___
Хотя на вопрос, стоит ли публиковать фанфики, я бы тоже скорее ответил отрицательно. Всё-таки это скорее веб-жанр, и проблемы с авторскими правами - есть проблемы с авторскими правами.
А если в фанфике можно легко поменять названия и будет полностью оригинальное произведение - возможно, это говорит не очень хорошо о его качестве, собственно как фанфика.
Ну там типичное: "нет бы самим придумать, на готовенькое идут!11", "никогда не понимал "зачем"!?", самые разнообразные обвинения фикрайтеров в влажных фантазиях и прочих грехах, с горделивыми приписками "я не понимаю, как можно на основе чужого мира писать, когда свои идеи так и прут."
И вот что можно сказать: легко писать картон. Картон, подписанный ярлычками. И тут не так важно, оригинальные ли персонажи это, подписанные ярлычками "положительный, добрый персонаж", "его дружбан - весёлый жбан" или персонажи фанфиков, с ярлычками-именами уже существующих героев какого-то чужого произведения. Если картон всё такой же плоский - то о чём вообще речь?
Тоже самое касается оригинальных-приоригинальных миров, максимально безликих и дефолтных. Новые топонимы и что эльфы назовутся какими-нибудь лисовиками здесь вообще ничего не меняет.
И вот когда подобным картоном пользуются паладины "своё надо придумывать!" немного смешно становится. Подобные миры гибки как пластилин, и ситуации разрешить в них куда проще: автор без зазрений совести может вывести в рамках мира рояли в кустах и ими позатыкать сюжетные дыры.
В чужих мирах такой гибкости не увидишь. Если подходить к делу по уму, надо вникать, изучать. Как и с персонажами.
Эти персонажи не твои, у них уже есть свои характеры, и потому к ним не подойдут привычные паттерны поведения собственных персонажей, их надо прочувствовать. Это сложно. Я из-за этого почти никогда не писал фанфики с чужими персонажами.
В некоторой степени процесс написания фанфика схож с написанием чего-то по реальным событиям. Вот действующие лица, вот мир (вот он, непридуманный, но существующий какой есть, во всём своём многообразии, ничего в него не внесёшь) - изучай, и пытайся вынесенное стыковать как конструктор.
И вот тут тоже: живого человека в книгу не затащишь, как не изучай существующего индивидума, он все равно в рамках произведения сплющится до персонажа. Какие-то черты усугубятся, какие-то пропадут, собственно на то и нужен персонаж как инструмент истории.
С чужими персонажами тоже что-то такое. Считываешь его черты, воссоздаёшь мысленный образ человека, а потом пытаешься уплощить его снова, уже в рамках своего мыслительного процесса.
А когда не выходит - получается чёртов ООС. И вот фанфики с ООСом, если это не было какой-то идейной целью, это зло. Просто больно читать. Но это ПЛОХОЙ фанфик, автор просто не справился.
И вот этим самым ООсом страдают порой и авторы больших франшиз, сценаристы в сериалах где их несколько, авторы побочных произведений - потому что надо вникать. Особенно грустно, когда в рамках одного и того же сериала персонаж постепенно превращается в картон, увешанный ярлычками.
Это я к чему?
Делать по уму сложно.
Сложно делать самобытные действительно оригинальные миры. Всегда есть соблазн пойти проторенным путём, даже не задумываясь, в святой уверенности "зато моё собственное".
Сложно внимательно подступать к уже готовому. Взять Эйфелеву башню - не значит достоверно написать Францию, взять сластолюбца с багетом не значит достоверно передать француза.
И да, если чужой мир и персонажей легко и просто скопировать - возможно там в оригинале было много картона, но это уже проблемы первоисточника.
Короче я это к чему. Написать хорошую книгу - сложно, плохую - легко. С фанфиками тоже самое, и написать хороший фанфик гораздо сложнее чем писанину плохую, но "оригинальную".
Я против категоричных утверждений против всего явления и элитизма на пустом месте.
___
Хотя на вопрос, стоит ли публиковать фанфики, я бы тоже скорее ответил отрицательно. Всё-таки это скорее веб-жанр, и проблемы с авторскими правами - есть проблемы с авторскими правами.
А если в фанфике можно легко поменять названия и будет полностью оригинальное произведение - возможно, это говорит не очень хорошо о его качестве, собственно как фанфика.
@темы: Мнение
нихрена не делаетписал и то и то, не авторитетно, а со своей колокольни заявляю: и то, и то сложно. фанфики сложно, потому что нужно именно влиться в этот мир, чтобы чувствовалась атмосфера или хотя бы её кусок, а не угадывалось только лишь из названий, что это Звёздные войны или ТЭСыч, а в ориджах - нужно много думать и продумывать, желательно, чтобы оно было оригинально и интересно.и там, и там важен сюжет, и там, и там важен язык. и, да, на фанфик больше народу сбежится, ибо знает мир и персонажей, но и именно потому фанфик проще критиковать.
и, если я ещё понимаю так называемый ООС в фанфикшене, когда он помечен - это видение персонажа автора, то не понимаю его без пометки и все эти многочисленные аски - откуда вы знаете как бы поступил перс, что он любит - невозможно изучить все алгоритмы и предположить все действия, не залезая автору в голову, а это, увы, невозможно. а вот ООС в оридже не сделать, почему? потому что автор решил, что именно так поступает его персонаж, пусть и в угоду фансервису это будет канон
что до публикации - если для себя - пожалуйста, не вижу ничего плохого. если в массы наряду со всеми книгами - своего рода паразитирование. таковым не будет, если изначальный автор непротив и, возможно, ему тоже что-то перепадёт от этой публикации.
вот, как-то так. надеюсь я верно поняла посыл поста, туплю)
ООС в оридже плох, когда авторов много, например, выходит новая часть фильма - а все персонажи, из-за другого сценариста, совершенно сами на себя не похожие. Тут ситуация схожая с фанфикшеном, только тут это ещё и часть оригинала вроде как.
Не, там речь о массовой публикации, с получением прибыли, автор был резко против, а в комментариях стали задирать явление фанфиков в принципе. А я против комментариев, но частично с самим постом соглашусь.
а когда автор один?)
Не, там речь о массовой публикации, с получением прибыли, автор был резко против
если автор против, то, блин, втф вы хоть какое-то уважение проявляете к создателю того, что вы любите или нет?
(а иначе как? только если автор много лет не садился за произведение и уже подзабыл персонажа)
А в не очень канонных шутейках - так всё забавы ради.
А, ну там сплошная теория. Просто автор высказал своё мнение на вопрос.
Никто на пролом не попёр печататься со своими фиками, к счастью.
надеюсь люди булут благоразумными.
помню какой-то автор, создатель про вампиров истории (не помню какой именно, то ли интервью с вампиром, то ли ещё что-то там) судилась и вообще запретила фанфикшен писать, на счёт фанарта хз